Транспорт сталкивается с большим количеством парадоксов, которые отражают такие вещи, как «оптимальное решение для каждого ведет к всеобщей смерти». Есть другой постулат, заключающийся в том, что чем больше у нас становится дорог, тем больше становится личного транспорта. Это, в свою очередь, связано со следующим парадоксом: скорость движения личных автомобилей будет напрямую зависеть от того, с какой скоростью двигается внеуличный общественный транспорт вроде метро. Если скорость поездов в метрополитене будет стремиться к нулю, то люди, которых такое положение дел не устраивает, пересядут в машины и предпочтут лучше постоять в пробках. Поэтому, когда мы говорим о бессветофорных магистралях и объездах, нам, на самом деле, нужно ответить на вопросы о том, сколько, вообще, людей поедут по этой дороге, как изменится скорость их движения, кому станет хуже или кому станет лучше, зачем вообще нужно тратить на это деньги.
Был интересный пример в Красноярске: там хотели построить еще один шестиполосный мост через реку Енисей. Мы сделали модель, благодаря которой стало ясно, что без дополнительных мер, способных обеспечить полный доступ к этому мосту, он будет заполнен лишь на треть. Представьте себе, как это дорого. В итоге было потрачено много денег, но среднее время, за которое люди добирались на работу, не улучшилось. Так что, когда мы говорим об объектах, которые нацелены облегчить жизнь горожан, мы должны делать их окупаемыми. Есть хороший показать value of time — стоимость минуты жизни человека для экономики. Так вот, красноярский мост был абсолютно неокупаем.