В транспортной науке есть известное явление – Парадокс Браеса. Это неочевидное явление, когда при определённых условиях строительство новой дороги приводит к тому, что появляются заторы. Есть яркие примеры существования парадокса (
Нью-Йорк,
Сеул и др.), но, как правило, в чистом виде его обнаружить сложно, так как улично-дорожная сеть достаточно сложная. Более того, «классическое» решение – закрытие дороги – зачастую не самое правильное, это понижает связность города. В начале исследования перед нами стояла задача определения способов поиска парадокса и его решение без закрытия дорог.
Исследование мы проводили с использованием транспортного моделирования сначала на классическом примере парадокса, а затем на примере Санкт-Петербурга, чтобы сразу видеть эффект от тех или иных мер. Оптимальным вариантом было использование «congestion pricing», мы собирали плату с автомобилистов когда они попадают в заторы, тем самым вынуждая их использовать другие маршруты и уменьшать заторы, при этом сохраняя связность города.
При введении «congestion pricing» на модели Санкт-Петербурга мы столкнулись с проблемой величины платы: ввод слишком большой платы вынуждает автомобилистов совершать перепробеги, чтобы не попадать в заторы, а ввод слишком малой платы не приводит к реакции. Найдя стабильную плату, мы начали наблюдать за результатом.