По результатам исследования установлены следующие факты:
- Среди общего количества велосипедистов и пользователей СИМ 79% составляет доля велосипедистов и 21% - пользователей самокатов, электросамокатов и других СИМ.
- Большинство велосипедистов предпочитает ездить по тротуарам, велодорожкам или велосипедным полосам, где это возможно. Проезжей частью (без велосипедных полос) пользуются менее четверти велосипедистов, что говорит о неудобстве и опасности езды в автомобильном потоке.
- Результаты замеров показали высокую суточную неравномерность движения – в вечерние часы (с 17 до 20) наблюдается в 2,5–4 раза больше велосипедистов, чем утром и днём. При этом утренний и дневной часы пик выражены слабо. Сравнение с замерами прошлого года также говорит о значительном снижении интенсивности в утренние часы: из-за эпидемиологической обстановки спрос на поездки на работу и учёбу резко упал. Это говорит о том, что ранее в утренние часы значительную часть потока составляли пользователи, совершающие трудовые, а не рекреационные поездки.
- Сравнение с замерами августа 2019 года показывают сопоставимое число поездок на велосипеде и СИМ, несмотря на ограничительные меры в связи с пандемией и резкое снижение количества трудовых поездок и поездок на учёбу. При этом пассажиропоток в общественном транспорте в период ограничительных мер в мае упал на 75%, а автомобильный трафик снизился на 16-18% по сравнению с обычной ситуацией. В отличие от общественного транспорта, индивидуальные виды транспорта, такие как велосипед и автомобиль, не теряют значительного числа пользователей. На фоне общего снижения числа поездок в период пандемии произошло перераспределение пассажиропотока с общественных на индивидуальные виды транспорта. В связи с этим после полного снятия ограничительных мер нагрузка на дороги серьёзно возрастет, что по данным замеров уже произошло в Сочи, Хабаровске и Новосибирске, а также подтверждается данными опроса НТИ «Автонет». Поэтому развитие велосипедной инфраструктуры будет играть важнейшую роль для снижения уровня загрузки дорог после восстановления прежнего числа поездок.
Помимо выявленных изменений, ожидается, что
после снятия ограничительных мер количество поездок на велосипеде увеличится: как в утренние и вечерние часы пик (в связи с полным возобновлением поездок с трудовыми целями), так и, дополнительно, в дневное и вечернее время (в связи со снятием ограничений на посещение парков и иных мест досуга). Описанные факты и предположения сообщают о
необходимости повышенного внимания к созданию безопасных и комфортных условий для передвижения на велосипедном транспорте и СИМ, что подразумевает:
- Установление скоростного режима, безопасного для всех участников движения, исходя из совмещения движения или разделения потоков в различных условиях (при совместном движении – не более 30 км/ч, при разделении потоков – не более 50 км/ч).
- Ускорение темпов обустройства велосипедной инфраструктуры для разделения потоков вдоль магистральных улиц, а также для организации безопасных пересечений.
- Установление безопасного режима совмещенного движения на местных улицах и проездах, где разделение потоков нецелесообразно.
- Создание и увеличение количества парковочных мест для велосипедов и СИМ вблизи точек притяжения и жилых домов.
- Информирование водителей о наличии и траекториях движения велосипедистов и СИМ по улично-дорожной сети с помощью разметки и знаков.
- Установку навигационных знаков, указывающих на безопасные маршруты для велосипедистов и СИМ на магистральных направлениях.