ЗСД: сделать платную дорогу в Санкт-Петербурге зарабатывающей

Западный скоростной диаметр – платная автомобильная дорога в Санкт-Петербурге, соединяющая север и юг города.

  • Задача:
    Оператор теряет каждый год порядка 5 млрд руб. Нужно скорректировать прогноз интенсивности и выручки, скорректировать тарифы на ЗСД, не повышая значительно средний чек.
  • Решение:
    Мы создали персонализированную транспортную модель (ПТМ) Санкт-Петербурга, которая даёт прогнозы с 99% точностью (точность предыдущего прогноза – 75%). Провели соц. опрос 5 000 респондентов по поводу изменений.
    Мы помогли определить лучшие тарифы для повышения прибыльности и снижения нагрузки на развязки.
  • Результат:
    Рост выручки на 25%. Город стал зарабатывать 2 млрд руб. в год.
Подробнее о проекте:
Владелец дороги при повышении тарифов в 2020 г. видел своей задачей не допустить общего снижения спроса на поездки по ЗСД и при этом увеличить стоимость проезда главным образом по наиболее загруженным съездам дороги. Для формирования тарифной сетки владельцу дороги был необходим прогноз изменения спроса на проезд по ЗСД и выручки.

Для прогноза спроса на поездки по платной дороге была создана точная поведенческая модель для города Санкт-Петербурга. С помощью транспортной модели агломерации было проведено исследование, как изменится спрос на поездки и выручка при установлении различных тарифов. Была выявлена эластичность спроса и определена оптимальная тарифная сетка с учётом недопущения перегрузки популярных съездов и необходимого повышения выручки.

Прогноз интенсивности и выручки сделан с помощью мультиагентного транспортного моделирования. Созданная транспортная модель Санкт-Петербургской агломерации позволяет с точностью определить количество поездок и маршруты следования пользователей ЗСД, их изменение в зависимости от установленной платы за проезд, а также выручку от эксплуатации дороги. Кроме того, модель позволяет выявить возникающие задержки на съездах и определить стоимость проезда, при которой возрастающий спрос не будет приводить к ухудшению условий движений.

Размер платы на ЗСД зависит не только от типа транспортного средства и типа оплаты (наличными или по транспондеру), но также от времени суток (скидка в ночное время) и от маршрута следования. Данная ситуация не является типичной, в используемые для моделирования инструменты изначально не заложена возможность устанавливать разную стоимость проезда для разных маршрутов. Поэтому в работе были использованы собственные разработанные OTS Lab алгоритмы учёта платности при моделировании, которые позволили учесть все нюансы и особенности платной дороги в Санкт-Петербурге.

После повышения стоимости проезда по ЗСД в январе 2020 года с учётом рассчитанных тарифов, прогноз количества поездок по ЗСД и выручки совпал с фактическими значениями с разницей не более 1-2%.
Close
Мы готовы ответить на ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности