В то время как в России признаком «крутости» городов является непосильный для большинства из них метрополитен, многие города мира «самоутверждаются», строя хороший, современный наземный рельсовый транспорт. Это, конечно, быстрее, проще и дешевле, чем метро, это – экологично, модно и красиво. Но построить хороший трамвай – все еще достаточно дорого и сложно, чтобы быть панацеей. Есть примеры, когда города не осиливают и этого (Куяба, Гронинген, Ливерпуль). В бразильской Куябе начали строить систему LRT, но строительство не закончили, и уже больше 5 лет закупленные составы простаивают в депо. Возможности запустить движение нет, средств на достраивание системы тоже нет, тендер на достройку системы также не дал результатов. В Гронингене, Ливерпуле, Лидсе и других городах проекты были признаны слишком дорогими и отменены.
Есть и в России уникальная система «метротрама» в Волгограде, которая, как бы – и метро, и ЛРТ сразу. Но и она сейчас чувствует себя не очень хорошо (за 15 лет пассажиропоток упал в 4 раза, средств на обновление парка нет, город планирует отдать МУП «Метроэлектротранс» в концессию, так как средств на обновление состава у него нет). В остальном же в России трамвайные системы по большей части пребывают в упадке, в лучшем случае их поддерживают и едва-едва развивают (Краснодар, Екатеринбург), в худшем случае – ликвидируют (Воронеж, Тверь, Иваново, Рязань, Астрахань). Многие города находятся на грани потери своей трамвайной системы (как, например, Калининград или Липецк, где осталось по одному едва живому маршруту) и могут вот-вот повторить судьбу Твери. Как показывает международный опыт, избавиться от трамвая очень легко, а вот создавать трамвайную систему с нуля очень трудно и долго.
Хороший современный трамвай можно увидеть разве что в Москве, где сумели частично модернизировать существующую систему, и Санкт-Петербурге, где в основном все остаётся как было, но появился первый в России частный трамвай «Чижик», соответствующий мировым стандартам современного трамвая.