Гибкий общественный транспорт (DRT) — перспективы и угрозы

28 июня 2019, 20:38


За последние несколько лет произошёл взрывной рост сервисов такси, каршеринга, а также различных средств микромобильности – самокатов, велосипедов и других средств, в том числе электрических и используемых по принципу шеринга. Эти новые виды городской мобильности невозможно не учитывать при планировании транспортных систем и их будущего развития.

Мы сосредоточились на исследовании DRT (Demand responsive transport) или гибкого общественного транспорта, который работает по вызову и не имеет фиксированных маршрутов. При этом, в отличие от такси, поездка делится между несколькими пассажирами.

Мультиагентная транспортная модель позволяет в полной динамике моделировать взаимодействие пассажира и такого транспорта. Пассажир отправляет запрос оператору перед выходом (откуда – куда, максимальное время ожидания, максимально допустимый перепробег), оператор проверяет, в какой из рейсов можно встроить запрос. Поездка одобрена, если условия удовлетворяют всех пассажиров.

Моделирование было выполнено по различным сценариям: с работой DRT по принципу «от двери до двери» и с фиксированными остановками.

При кажущейся привлекательности такого транспорта (например, из-за более низкой стоимости, чем у такси), результаты моделирования и мировые исследования показывают, что изменение транспортного поведения жителей не так однозначно. При большом количестве пассажиров на маршруте увеличивается перепробег и растёт время в пути, что снижает комфорт по сравнению с личным автомобилем или такси. Поэтому такой вид транспорта привлечёт большое количество пользователей общественного транспорта, что только ухудшит ситуацию на дорогах.

Например, в Санкт-Петербурге, при цене в 1,5–2 раза ниже чем на такси, только 5-10% автомобилистов будут готовы пересесть на DRT. Проблема заключается также в низкой воспринимаемой стоимости поездок на личном автомобиле.

Моделирование показывает, что сервис, работающий по принципу «от двери до двери», подходит для непиковых часов, а также будет эффективен в районах с низкой транспортной доступностью. В часы «пик» сервис DRT будет более эффективен при работе с фиксированными остановками.

Моделирование сценариев с различной вместимостью транспортных средств показало, что использовать транспортные средства большой вместимости нецелесообразно, так как, чем больше пассажиров едет в одной машине, тем больше увеличивается время поездки для каждого из них. Оптимальная вместимость DRT – не более 5-7 мест.

При этом, сервис может стать привлекательным и для пользователей личных автомобилей – при введении дополнительных ограничений для них в городе. Развитие сети выделенных полос (с разрешением проезда по ним DRT), платный въезд в центр или платная парковка поможет перераспределить поездки на автомобиле в сторону общественного транспорта, в том числе DRT.