4

Участие в разработке проекта ГОСТ «Прогнозирование интенсивности дорожного движения на платных участках»

4 августа 2017, 13:56

Разработка проекта ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Прогнозирование интенсивности дорожного движения на платных участках» ведётся Университетом ИТМО и сотрудниками лаборатории ОТС по заказу Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).


Интенсивность дорожного движения и состав потока на платных участках дорог определяют геометрические параметры дороги, ширину проезжей части, количество полос, расчетную нагрузку на дорожное полотно, его срок службы, параметры и стоимость строительства пунктов взимания платы, будущие доходы от эксплуатации дороги.

Переоценка расчётной интенсивности ведёт к финансовой неустойчивости всего проекта, увеличению затрат бюджетных средств (обязательства по компенсации выпадающих расходов), финансовым потерям инвестора (частного или государственного). Недооценка расчётной интенсивности приводит к преждевременному исчерпанию несущей способности дорожных одежд, деформации, преждевременному исчерпанию пропускной способности (образование очередей на пунктах взимания платы, заторов на въездах и съездах с платного участка),  снижению качества обслуживания и падению доходов от эксплуатации.

Одна из ключевых проблем проектирования платных участков автомобильных дорог заключается в невозможности корректного прогнозирования интенсивности дорожного движения на основе действующих нормативных документов. Большинство действующих нормативных документов по расчету и прогнозированию интенсивности дорожного движения не применимы для платных участков автомобильных дорог.

Проект ГОСТ Р устанавливает единые требования к общему процессу расчёта интенсивности. Выделены две группы методик прогнозирования – упрощённые и модельные, при этом требования к порядку расчёта едины.

photo_2018-06-04_13-36-51

Требования к порядку прогнозирования интенсивности

Упрощённая методика может быть использована на участках сети дорог с простой топологией, что позволяет обойтись без сложной модели транспортного спроса (достаточно данных учёта интенсивности на существующей дороге). В других случаях ввиду сложности и объемности расчётов, а также необходимости учёта множества разнородных влияющих факторов, задачу распределения потоков и построения матриц корреспонденций целесообразно решать посредством специализированных программных решений.

Проект ГОСТ Р устанавливает обязательные требования к учету поведенческой модели, процессу прогнозирования и точности результатов.

Ожидаемые результаты внедрения ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Прогнозирование интенсивности дорожного движения на платных участках»:

  • Стандартизирован процесс прогнозирования, при прогнозировании используются единообразный набор исходных данных, процесс расчёта и соблюдаются требования к точности
  • Повышение эффективности экспертизы проектов платных дорог за счёт повышения прозрачности процесса прогнозирования
  • Повышение качества дорог (уровня обслуживания, качества дорожного полотна)
  • Снижение инвестиционных рисков за счёт прозрачного представления проектировщиком неточности прогноза