sambik

Глобальная мультиагентная модель транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу 2018 года

2 ноября 2016, 22:30

Чемпионат мира по футболу пройдёт в 2018 году в 11 городах России. В рамках разработки объединённого оперативного транспортного плана проведения ЧМ–2018 была создана динамическая система поддержки принятия решений, ключевым элементом которой является глобальная мультиагентная модель.

Такая система позволяет постоянно обновлять исходные данные, такие как список играющих команд, расписание игр, сценарии прибытия и убытия гостей чемпионата, расписание воздушных и железнодорожных рейсов и другие. Файлы с входными данными автоматически генерируются на основе обновляемых переменных, которые хранятся в базе данных. Затем модель производит новый расчёт оптимального количества и расписания дополнительных и чартерных рейсов, а также находит узкие места пропускной способности железнодорожных станций, терминалов и взлётно-посадочных полос аэропортов городов-организаторов ЧМ–2018.

Моделируемый сценарий охватывает более 6 миллионов междугородних и международных корреспонденций, совершаемых в течение 40 дней. Была имплементирована новая модель, которая описывает поведение  иностранных зрителей крупного международного события и основана на Марковских цепях.

Общее количество регулярных рейсов и железнодорожных отправлений автоматизированно собираются из открытых баз данных в сети Интернет и моделируется в сценарии наряду с автомобильным движением.

 

Для выполнения специфических задач объединённого операционного транспортного плана, были созданы различные модификации и расширения для платформы MATSim, которые показали высокий уровень гибкости и универсальности. К примеру, существующий модуль роутинга на алгоритме RAPTOR был использован для симуляции транспорта и был частично переписан с целью учёта выкупа билетов на междугородние перевозки и с целью повышения производительности расчёта роутинга агентов с большим числом пересадок.

Другим вкладом данного проекта является имплементация эволюционных алгоритмов для создания и выбора эффективных мутировавших дополнительных регулярных рейсов, чтобы удовлетворить дополнительный спрос, созданный ЧМ–2018.

1

Для визуализации и экспертного анализа результатов моделирования по различным сценариям был создан специальный веб-сервис с контролем версий, который также позволяет изменять параметры модели и исходные данные. Результаты включают в себя в том числе часовой пассажиропоток на транспортных узлах по всем направлениям и количество взлётно-посадочных операций.